вторник, 11 октября 2022 г.

Консультация для педагогов


«Карты Проппа как средство обучения детей      

старшего дошкольного возраста

 творческому рассказыванию»

  

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком  построения связной речи. По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей, можно отметить следующие недостатки:

-  высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;

-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности очень низкий.

                  К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. По итогам проведённого опроса среди родителей воспитанников 68% родителей считают, что к  моменту поступления ребёнка  в школу всё будет хорошо и обращаться к кому-нибудь за помощью они  не намерены.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.             Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.                                                        

  Изучая методическую литературу по  развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой  Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.        Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Существуют  20 сказочных функций, по которым и работают со сказочным сюжетом :

1. запрет или предписание

 2. нарушение

 3. вредительство

4. отъезд героя

5. задача

6. встреча с дарителем

7. волшебные дары

 8. появление героя

9. сверхъестественные силы

 10. борьба

11. победа

 12. возвращение домой

 13. прибытие

 14. ложный герой

 15. трудные испытания

 16. ликвидация беды

 17. узнавание героя

 18. изобличение ложного героя

19. наказание ложного героя

 20. свадьба

В принципе для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми карт.

 

      Целесообразность карт Проппа 

1.     Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

2.     Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

3.     Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

 

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

Подготовительные игры 

а)      «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

б)     «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

в)      «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

г)      «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

д)     «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

е)      «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

ж)    «Хороший — плохой» —  выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

Последовательность знакомства с картами 

1.     Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение  

2.     Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.

3.     Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

4.     Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

5.     Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

6.     Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).  

7.     Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

                 А вот, как вы  обозначите ту или иную функцию и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.

 

 Результат работы с картами Проппа: 

 – умение определять жанр произведения;

 – запоминать последовательность событий;

 – выделять основное содержание сказки;

 – выстраивать схему содержания,  опираясь на карты Проппа;

 – уверенно манипулировать картами;

 – чувствовать красоту и образность родного языка.

 

«Карты-схемы В.Я. Проппа»

                                                                 

                                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Синичка прилетела к нам на ветку....

  Синичкин день — российский экологический праздник , созданный по инициативе Союза охраны птиц России.   Синица — одна из самых известных п...