«Диспут- как эффективная форма общения с целью выявления истины различных точек зрения»
В нашей группе мы впервые провели родительское собрание в совершенно новой в форме, в формате диспута. Темой для обсуждения мы выбрали : "Использование современных гаджетов: вред или польза".
Мнения родителей разделились. Приводили совершенно различные доводы как "За" использование, так и "Против"
Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме) . Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.
По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.В своей группе я проводила диспут с родителями
на тему «Ребенок и компьютер». Отличительной чертой времени, в
котором мы живем, является стремительное проникновение информационных
технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому
киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже
сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с
различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не
попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное
человеческое общение и стремились к нему. Во время нашего диспута мы
постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?
Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка?
Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.
В чем особенность компьютера? Чем отличается от
любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.
Компьютер является интерактивным средством.
Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая
назначение при смене программы.
Компьютер – дополнительное педагогическое средство
развития ребенка.
Компьютер – многовариативный дидактический материал.
Каждая позиция поясняется, чтобы родителям было
понятно, о чем идет речь.
Как мы видим,
компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует
ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, задерживает его?
Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в
деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли
дошкольнику общаться с компьютером?
Дискуссия родителей.
Что ж, и в нашей небольшой аудитории мнения
разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния
компьютера на развитие ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный
ринг».
Проводился диспут «Компьютерный ринг»
Варианты «подсказок»
Компьютер:
Вызывает положительный интерес к новой технике;
Развивает творческие способности;
Полностью захватывает сознание ребенка;
Устраняет страх ребенка перед новой техникой;
Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
Повышает состояние нервозности и страха при стремлении
во что бы то ни стало добиться победы;
Формирует психологическую готовность к овладению
компьютерной грамотностью;
Содержание игр провоцирует проявление детской
агрессии, жестокости;
Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя
совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом
программой;
Снижает интеллектуальную активность детей за счет
развлекательного содержания игр;
Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета,
формы, величины;
Помогает овладеть чтением и письмом;
Ухудшает зрение ребенка;
Способствует возникновению нарушений осанки;
Развивает элементы наглядно-образного и логического
мышления;
Тренирует внимание и память;
Развивает быстроту действий и реакций;
Способствует развитию гиподинамии;
Воспитывает целеустремленность.
Как видите, у компьютера есть и
положительные и отрицательные стороны. Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о
положительном влиянии компьютера на ребенка.
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности,
моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает
ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает
компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей
личности ребенка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В.
Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр,
компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в
отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить
динамику своего творчества.
Становясь средством деятельности, компьютер позволяет
ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных
условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического
образца или стереотипного способа его реализации.
Спорящие логически родители правильно доказывали
выдвинутый тезис, так как доказательство сложно для них и ими практически не
воспринимается. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не
убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий