Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма.
В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память.
К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и
слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических
процессов.
Развитие
мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня
достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться
логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять
существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию
способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие
воображения идет развитие творческого воображения,
этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и
конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного
возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность
использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Психическое
развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного
возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего
возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей
деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и
родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое
он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Формируется
рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего
возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу»
постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание
своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к
концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В
результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении
дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью
удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего
детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой
деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей
личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности
ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих
компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется
состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к.
школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к
школьному обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя
следующие компоненты:
личностная готовность включает формирование у ребенка
готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего
круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении
ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к
школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней
стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также
предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу
школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая
эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание
учебной деятельности;
интеллектуальная готовность предполагает наличие у
ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое
мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов,
способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной
речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
социально-психологическая готовность этот компонент
готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться
с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество,
действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской
группы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий